Весна
— время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители
бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть записаться на
собеседование или тестирование. В некоторых мамы и бабушки отличаются особым
рвением в проталкивании чада к светлому будущему, детям ищут репетиторов по
объявлению «Готовлю к поступлению в первый класс» или по настоятельным
рекомендациям уважаемых знакомых. И вот с малышом занимаются с утра до вечера,
так что ему поиграть некогда. Даже время прогулок приходится сокращать. А
школьный психолог вдруг огорошивает маму на приеме: «Ваш сын — замечательный
малыш. Но к школе пока не готов. Лучше ему еще годик в детский сад походить».
Мама, конечно в гневе «Насажали тут всяких липовых «специалистов»!
Напридумывали глупостей! Да кто он такой, этот психолог, чтобы мне указывать?
Ребенок и читает уже, и до ста считает, и домашний адрес знает. Даже прописи
освоил. И он, видите ли, не готов! Что значит — не готов?»
Действительно,
что значит — «не готов»? Что, собственно, означает эта злополучная «готовность
к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно
нервничать родителей?
У
любого психологического понятия, как правило, есть своя история. Сейчас мы уже
привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой термин. И
проблема готовности к школе тоже очень молодая. А возникла проблема готовности
в связи с экспериментами по обучению шестилеток. Пока дети шли в школу с семи
или даже с восьми лет, никаких вопросов не возникало. Конечно, одни учились
лучше, другие хуже. Но когда процесс обучения столкнулся с шестилетками,
привычные, устоявшиеся методы работы вдруг потерпели фиаско. Более того,
несостоятельными оказались прогнозы школьной успешности детей и привычные
объяснения их неудач. Вот приходит симпатичный ребёнок из интеллигентной семьи.
Воспитанный. Родители уделяют ему много внимания, развивают, как могут. Он и
читает, и считает. Казалось бы, чего ещё хотеть от будущего первоклассника?
Только учи его – и получится отличник. Так не получается! Шестилеток принимали
не везде. Это, как правило, были элитные школы, имевшие возможность, так или
иначе, отбирать детей. Учителя и отбирали - по привычным для себя показателям.
А через полгода выяснялось, что чуть ли не половина отобранных детей не
оправдывает возлагавшихся на них надежд. Не то, что отличники из них не
получались: возникала проблема даже на уровне освоения программы. Казалось, что
возникшие сложности решить можно: раз дети плохо учатся, значит, плохо готовы.
А раз плохо готовы, нужно готовить лучше. К примеру с пяти лет. И под этим
«лучше» опять понималось «читать, считать» и т. д. И опять ничего не
получалось. Потому что нельзя ничего хорошего сделать с ребёнком с помощью
механического снижения планки обучения, игнорируя законы его психологического
развития.
В
чём же суть «готовности»?
Готовность –
это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых
умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём
неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая новая
ступень жизни требует от ребёнка определённой готовности – готовности
включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности
обучаться в ВУЗе. Если ребёнок в силу проблем своего развития не готов вступать
в развёрнутые отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой
игре. Если он не готов ехать в лагерь без родителей, оздоровительный отдых
обернётся для него пыткой. Не готов играть по правилам университета, не сможет
успешно учиться. Но наивно полагать, что можно предотвратить какие-то сложности
в его жизни, опережая события.
Успехи
молодого человека в вузе никак не связаны с тем, читают или не читают вузовские
преподаватели лекции в старших классах его школы. Вузовские преподаватели, как
правило, при работе со старшеклассниками пользуются привычными для себя
методами обучения – вузовскими. А школьников нужно учить школьными методами. И
блестящий университетский профессор может сделать для развития ребёнка не
больше, а меньше, чем хороший школьный учитель. Точно так же вживление школьных
методов обучения в детский сад не является профилактикой школьных трудностей.
Как раз наоборот – оно их порождает.
Существует
непреложная логика личностного развития: человек не может в своём развитии
перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап
предыдущий. Характерный пример: психологическая служба получила разрешение
работать в детском доме. Набрав всевозможных книжек, игрушек, развивающих
пособий психологи пришли к детям. Выяснилось, что никакие книжки, игрушки
детдомовским детям не нужны. Им нужно посидеть на коленках, потрогать бусинки,
потеребить пуговичку. Эти дети не прожили полноценно стадию общения с взрослым.
И они пробуют восполнить этот пробел при любом удобном случае. Естественно, за
счёт тех видов деятельности, которые должны были бы соответствовать их
возрасту.
Чтобы
ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться.
У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно развить
заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют. «Тренировка» -
вообще слово некорректное по отношению к маленькому ребёнку. Моторика,
мышление, память – это всё прекрасно. Только к школьной готовности относится не
только это. Огромное количество книжной продукции, запудривающей родителям
мозги (мол, купите – и дело будет в шляпе), никак не влияет на вызревание
школьной готовности. Это процесс внутренний, и извне им управлять невозможно.
Что
отличает ребёнка, готового к школе?
Во-первых, такой ребёнок должен уметь
видеть учебную задачу, принимать её. Д. Б. Эльконин так и говорил об этом:
первый показатель готовности к школе – «приём учебной задачи». Когда учитель пытается
объяснить детям смысл умножения на примере выложенной плитками кухни, а дети
начинают задавать вопросы о цвете плитки, о магазине в котором плитку купили, о
том, какая машина столько плитки привезла и т. п. , это значит: они не могут
принимать учебную задачу, не видят её. Почему? потому что они не готовы к
школьному обучению.
Во-вторых,
ребёнок, готовый к школьному обучению, умеет выделять общий способ действия. Он
способен охватить ситуацию целиком, её смысловую составляющую. Дошкольник же на
его месте будет действовать формально. Вот пример. На одном занятии в детском
саду воспитательница написала на доске пример: «5-3». Дети должны были
придумать задачу по этой записи. И один мальчик задачу придумал: «У мамы было
пять ножниц. Три она взяла и съела. Сколько ножниц осталось?» Опускаем
характеристику мальчика. Интересно, что ответили другие дети. Они ответили:
«осталось двое ножниц». На полном серьёзе. Никто не засмеялся. Ну, и
действительно. Пять – это три и два. Три убрали, два осталось. Умеют считать
эти малыши? Умеют. Готовы к школе? Не готовы.
Третья
составляющая готовности к школе – появление специфической самооценки.
Проводилось исследование самооценки у дошкольников и младших школьников. Для
этого использовался ряд сюжетных картинок. Например, на картинке изображалась
горка. По ней на лыжах съезжает мальчик. А на следующей картинке этот мальчик
лежит в сугробе, лыжи в разные стороны торчат. Или девочка поднимает ведро с
водой. А на другой картинке ведро упало, вода разлилась. Детям задаётся вопрос:
«Почему так вышло? В чём причина неудач?» Что отвечают дошкольники? Горка
крутая, ведро тяжёлое. А школьники? Мальчик не очень хорошо умеет кататься на
лыжах. Девочка недостаточно сильная, чтобы ведро поднять. Но мальчик, добавляют
они, потренируется и научится съезжать. Девочка тоже подрастет, и обязательно с
ведром будет справляться. О чём это свидетельствует? О разном подходе к жизни.
Дошкольники ещё не выделяют себя из окружающей действительности в качестве
субъектов деятельности. Местоимение «я» для них тотально: не я в конкретной
деятельности, а «я» вообще, в целом. При таком взгляде на жизнь его не то, что
первая двойка или тройка, его четвёрка убьет наповал. Ведь если «я» нарисовал
не очень хорошо, значит – «я» плохой. Это значит – меня любить не будут.
И,
наконец, четвёртая составляющая:
дошкольник живёт в игровом пространстве. Его интересует сюжет, но совершенно не
интересует процессуальная сторона деятельности. Казалось бы, это парадокс: ведь
дошкольник и мыслит-то, только что-нибудь делая. Но он не рефлексирует способы
своей деятельности. Если задача у него не получается, дошкольник скажет: «А я
как будто сделал!».
Д.
Б. Эльконин в своё время проводил эксперимент по изучению процессуальности у
дошкольников и младших школьников. Для этого был придуман механический лабиринт
с моторчиком. В железном ящике были вырезаны прорези, по которым могла
двигаться куколка Красная Шапочка. И были четыре кнопки управления этой куклой.
Дошкольники и школьники совершенно по-разному участвовали в игре. Дошкольники
фантазировали по поводу приключений Красной Шапочки. Даже если им не удавалось
провести куколку по лабиринту, они с успехом восполняли свою неудачу за счёт
воображения. А школьников интересовало, как именно куколка движется. Они могли
снять ящик и экспериментировать с кнопками, чтобы понять принцип управления
механизмом. Главным был для них вопрос «как?», а не «что?».
Вот такие специфические
составляющие школьной готовности.
Теперь
надо ответить на важный вопрос. Что означает этот диагноз: «ваш ребёнок не готов
к школе»? Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное:
«Ваш ребёнок – недоразвитый». Или: «Ваш ребёнок – плохой». Но речь идёт о
шестилетнем ребёнке. И констатируемая на данный момент неготовность к школьному
обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребёнку с
поступлением в школу надо повременить.
Он ещё не доиграл. |